это не я (homo_variable) wrote,
это не я
homo_variable

О близорукости

Перечитываю по второму кругу Сигизмунда Кржижановского. У него много характерных приемов, но сейчас обратила внимание на следующий:  персонажи часто описываются как предметы одежды, например

взмахнула козырьком чья-то кепка, и голос из-под кепки, вдуваясь в ухо вместе с ветром, отрекомендовался...

Но английский драп, стоявший двумя номерами дальше, переложил плотную пачку из-под одного локтя под другой и любезно проинформировал...

...прогугнило из воротника, и шуба отвернулась.

На эту особенность обратил внимание и художник Зигмунт Янужевски, вот его иллюстрация к польскому изданию  сборника "Мост через Стикс":

Возможно, что существуют и другие объяснения такого приема, но я, как человек близорукий, могу подтвердть, что именно так воспринимается дествительность, если выйти на улицу без очков или в слабых очках.

Взгляд сквозь очки делает мир более раплывчатым, чем он представляется людям с хорошим зрением. Наверное, самая известная цитата на этот счет из "Рубашки с тестами Роршаха" Рэя Брэдбери:

Знаю одно: малюсенькие кристально чистые контактные линзы для меня выточили, я вставил их в свои слабые младенчески-голубые глаза, и - voila! Так вот, оказывается, каков мир! Вот каковы люди! И, помоги нам Господи, каковы грязь и бесчисленные поры на человеческой коже.
Двигался по свету на ощупь, страстный миопик, не видя из-за близорукости ни ям, ни трещин, ни бугров ни на других, ни на самом себе. А теперь, прямо на улице, меня переехала реальность.
Снова нацепил свои старые, не дающие полной коррекции очки. И опять оказался в мире нежных туманов. Видел достаточно, но не больше, чем мне нужно. Видел, как прежде, людей-призраков, которых снова можно было любить.


У Кржижановского очки являются вполне одушевленным предметом (у него вообще предметы наделены душой и характером - это еще один характерный прием). В "Глазунье в пенснэ" очки сообщают своему владельцу: "Но убежден ли ты, что я делюсь всем, что вижу, всем, что вбираю вот в эти стеклянные чечевицы, с твоими глазами? А может быть, я отдаю им лишь то, что считаю нужным отдать, а остальное удерживаю для себя? О, если б мне можно было рассказать о том, что ты не увидел: через меня! О тех образах, которые скользнули по моим стеклам, отразились в них, как в прозрачных зеркалах, но так и не вошли в твою психику. О том, что ты видел, но не увидел". В "Состязании певцов" стекла пенсне, напротив, не выпускают наружу золотистую искру, промелькнувшую в глазах их хозяина. Важную роль близорукость героя играет и "Автобиографии трупа": " Всегда остро ощущаю этот стеклистый придаток, подобравшийся на гнутых и тонких металлических ножках к самым моим глазам".

Поиск в интеренте по фразе "взгляд на мир близорукого человека" выдает в основном ссылки на проект художника Филиппа Барлоу "Мир глазами близоруких людей". Например, вот одна из его картин (у него почему-то на картинах много бликов, это уже  выдумка художника, а размытость изображения и отсутствие мелких деталей вполне реальны, на мой близорукий взгляд). И действительно, люди воспринимаются лишь как "красная майка" или "белая рубашка".

Еще высказывалась гипотеза, что многие художники имели тот или иной дефект зрения, чем и обусловлено их специфическое видение мира. В частности, австралийский нейрохирург Ноел Дэн считает, что  ипрессионизм возник благодаря близорукости художников.  Ноел Дэн выделяет такие черты, свойственные работам всех импрессионистов, как мягкая прорисовка линий (почти нет четких контуров), отсутствие деталей на картинах, предпочтение дрожащих цветовых оттенков и ярких локальных цветов, в частности красного. По его словам, другое следствие миопии — более ясное видение красного участка, чем голубого. К близоруким художникам-импрессионистам он относит К.Моне, Ренуара, Сезанна, Писсарро и даже Дега, а также фовиста Матисса. В качестве доказательства своей идеи Дэн приводит тот факт, что Ренуар и Сезанн, страдая миопией, отказывались носить очки (источник).

Так что похоже на то, что мир близоркуих людей и людей с хорошим зрением - это немного разные миры. И еше одна цитата:

Надеюсь, близорукость моя была отчасти полезна -
просеянные соблазны реже захлёстывали, дразня
.


Tags: Кржижановский, разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments